Skip to search formSkip to main contentSkip to account menu

bacterium N09

National Institutes of Health

Papers overview

Semantic Scholar uses AI to extract papers important to this topic.
2011
2011
Е. Б. ДЕМИНЦЕВА ... Кандидат исторических наук ... Ключевые слова: Африка, образование, нищета, гендер, дискриминация, конфликты, СПИД, ЮНЕСКО ... В последнее десятилетие на международном уровне вопросам образования уделяется особое значение. Для стран Африки, как Северной, так и, особенно, Тропической, одной из наиболее актуальных и требующих незамедлительных действий задач является повышение образовательного уровня населения. По данным Всемирного банка, более 70% детей, не охваченных школьным образованием, живут в Южной Азии и странах Африки южнее Сахары1. ... По данным ЮНЕСКО, в субсахарской части Черного континента 35 млн. детей не ходят в школу, причем 19 млн. составляют девочки2. Средний уровень грамотности в Африке достигает 70% для мужчин и 50% для женщин, а степень охвата школьным обучением в некоторых странах составляет 90%, тогда как в других - лишь 60%. Доступность начального образования во многом зависит от того, где проживают дети - в городах или в деревнях, а также от уровня доходов семьи и пола ребенка. По данным Всемирного банка, на 100 мальчиков, получающих начальное образование, приходится лишь 83 девочки3. ... Ведущей организацией, занимающейся формированием политики в сфере образования на международном уровне, является ЮНЕСКО, которая, в частности, курирует проект ООН "Десятилетие грамотности" (2003 - 2012 гг.). Среди целей проекта - повышение качества и расширение программ ликвидации неграмотности для молодежи и взрослых, а также привлечение дополнительных финансовых средств для их выполнения. В центре внимания ЮНЕСКО находится Африка с такими проблемами, как низкий уровень образования, гендерное неравенство в этой сфере и др. ... 2012 год является завершающим в проекте "Десятилетие грамотности". В связи с этой программой ЮНЕСКО поставила перед собой задачу продемонстрировать важнейшую роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. На сегодняшний день, совместно с другими партнерами, ЮНЕСКО ведет работу, направленную на то, чтобы все дети имели возможность посещать школу, в которой работают квалифицированные учителя, способные дать им качественное образование. Вопросы, которые охватывает деятельность организации, затрагивают и такие темы, как дискриминация в области образования и неграмотности, изучение национальных культур и подготовка национальных кадров. ... По данным Всемирного банка, в начале 2000-х гг. в странах Тропической Африки стали наблюдаться некоторое расширение масштабов охвата детей начальным образованием и постепенное возвращение к уровню начала 1980-х гг. (80%). В последние годы правительства многих стран стали уделять достаточно внимания этой сфере, стараясь сократить расходы родителей на образование детей и увеличив выделяемые бюджетные средства. ... Вместе с тем, многие исследователи пришли к выводу, что составленные ООН и ЮНЕСКО программы выполняются недостаточно эффективно. Прогнозы свидетельствуют о потенциальном сокращении общих объемов финансирования образования в Африке южнее Сахары и уменьшении расходов на зарплату учителей, школьное оборудование и программы, предназначенные для самых обездоленных слоев населения. ... Следует отметить, однако, что некоторые африканские страны в последнее десятилетие успешно развивали систему начального образования. Например, в Эфиопии количество детей, не имеющих возможности обучаться в школах, уменьшилось с 6,5 млн. в 1999 до 2,7 млн. в 2008 г. В то же время в Танзании в начале 2000-х гг. менее половины детей школьного возраста посещали учебные заведения, эта ситуация сохраняется по сей день. В Марокко число детей, не посещающих школу, уменьшилось с 1,2 млн. в 1999 г. до 360 тыс. в 2008 г. В свою очередь, Бенин относится к числу тех стран мира, которые наиболее быстро продвигаются к всеобщему охвату населения образованием: 50% - в 1999 г. и 80% - в 2007 г. Сократился и гендерный разрыв: если в 1999 г. на 100 посещавших школу мальчиков приходилось лишь 67 де- ... Статья написана при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Роль человеческого капитала в формировании образа страны в многополярном мире: сравнение российских и африканских реалий". Проект N09 - 02 - 00551а/р. ... вочек, то в 2007 г. этот показатель увеличился до 834. ... Заметный шаг вперед был сделан даже в некоторых беднейших странах Тропической Африки. Так, отмена платы за обучение в Бурунди способствовала тому, что охват начальным образованием с 1999 г. вырос втрое, составив к 2008 г. 99%. 90%-ный рубеж преодолела и Замбия. ... НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ... Среди основных проблем, за решение которых страны Тропической Африки вынуждены сегодня бороться, остаются нищета, гендерное неравенство, недостаток квалифицированных кадров преподавателей и как следствие - низкий уровень образования, а также нежелание правительств некоторых африканских государств уделять должное внимание вопросам ликвидации неграмотности. ... Проблему нищеты можно назвать наиболее распространенной причиной неблагоприятного положения в области образования в Африке.