Е. Б. ДЕМИНЦЕВА ... Кандидат исторических наук ... Ключевые слова: Африка, образование,
нищета, гендер, дискриминация,
конфликты, СПИД, ЮНЕСКО ... В последнее десятилетие на международном уровне вопросам
образования уделяется особое значение. Для стран Африки, как
Северной, так и, особенно, Тропической, одной из наиболее
актуальных и требующих незамедлительных действий задач является
повышение образовательного уровня населения. По данным Всемирного
банка, более 70% детей, не охваченных школьным образованием, живут
в Южной Азии и странах Африки южнее Сахары1. ... По данным ЮНЕСКО, в субсахарской части Черного континента 35
млн. детей не ходят в школу, причем 19 млн. составляют
девочки2. Средний уровень грамотности в Африке достигает
70% для мужчин и 50% для женщин, а степень охвата школьным
обучением в некоторых странах составляет 90%, тогда как в других -
лишь 60%. Доступность начального образования во многом зависит от
того, где проживают дети - в городах или в деревнях, а также от
уровня доходов семьи и пола ребенка. По данным Всемирного банка, на
100 мальчиков, получающих начальное образование, приходится лишь 83
девочки3. ... Ведущей организацией, занимающейся формированием политики в
сфере образования на международном уровне, является ЮНЕСКО,
которая, в частности, курирует проект ООН "Десятилетие грамотности"
(2003 - 2012 гг.). Среди целей проекта - повышение качества и
расширение программ ликвидации неграмотности для молодежи и
взрослых, а также привлечение дополнительных финансовых средств для
их выполнения. В центре внимания ЮНЕСКО находится Африка с такими
проблемами, как низкий уровень образования, гендерное неравенство в
этой сфере и др. ... 2012 год является завершающим в проекте "Десятилетие
грамотности". В связи с этой программой ЮНЕСКО поставила перед
собой задачу продемонстрировать важнейшую роль образования в
обеспечении устойчивого социально-экономического развития. На
сегодняшний день, совместно с другими партнерами, ЮНЕСКО ведет
работу, направленную на то, чтобы все дети имели возможность
посещать школу, в которой работают квалифицированные учителя,
способные дать им качественное образование. Вопросы, которые
охватывает деятельность организации, затрагивают и такие темы, как
дискриминация в области образования и неграмотности, изучение
национальных культур и подготовка национальных кадров. ... По данным Всемирного банка, в начале 2000-х гг. в странах
Тропической Африки стали наблюдаться некоторое расширение масштабов
охвата детей начальным образованием и постепенное возвращение к
уровню начала 1980-х гг. (80%). В последние годы правительства
многих стран стали уделять достаточно внимания этой сфере, стараясь
сократить расходы родителей на образование детей и увеличив
выделяемые бюджетные средства. ... Вместе с тем, многие исследователи пришли к выводу, что
составленные ООН и ЮНЕСКО программы выполняются недостаточно
эффективно. Прогнозы свидетельствуют о потенциальном сокращении
общих объемов финансирования образования в Африке южнее Сахары и
уменьшении расходов на зарплату учителей, школьное оборудование и
программы, предназначенные для самых обездоленных слоев
населения. ... Следует отметить, однако, что некоторые африканские страны в
последнее десятилетие успешно развивали систему начального
образования. Например, в Эфиопии количество детей, не имеющих
возможности обучаться в школах, уменьшилось с 6,5 млн. в 1999 до
2,7 млн. в 2008 г. В то же время в Танзании в начале 2000-х гг.
менее половины детей школьного возраста посещали учебные заведения,
эта ситуация сохраняется по сей день. В Марокко число детей, не
посещающих школу, уменьшилось с 1,2 млн. в 1999 г. до 360 тыс. в
2008 г. В свою очередь, Бенин относится к числу тех стран мира,
которые наиболее быстро продвигаются к всеобщему охвату населения
образованием: 50% - в 1999 г. и 80% - в 2007 г. Сократился и
гендерный разрыв: если в 1999 г. на 100 посещавших школу мальчиков
приходилось лишь 67 де- ... Статья написана при поддержке РГНФ в
рамках научно-исследовательского проекта "Роль человеческого
капитала в формировании образа страны в многополярном мире:
сравнение российских и африканских реалий". Проект N09 - 02 -
00551а/р. ... вочек, то в 2007 г. этот показатель увеличился до
834. ... Заметный шаг вперед был сделан даже в некоторых беднейших
странах Тропической Африки. Так, отмена платы за обучение в Бурунди
способствовала тому, что охват начальным образованием с 1999 г.
вырос втрое, составив к 2008 г. 99%. 90%-ный рубеж преодолела и
Замбия. ... НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ... Среди основных проблем, за решение которых страны Тропической
Африки вынуждены сегодня бороться, остаются нищета, гендерное
неравенство, недостаток квалифицированных кадров преподавателей и
как следствие - низкий уровень образования, а также нежелание
правительств некоторых африканских государств уделять должное
внимание вопросам ликвидации неграмотности. ... Проблему нищеты можно назвать наиболее распространенной причиной
неблагоприятного положения в области образования в Африке.