Третий Интернационал и подготовка руководящих работников для
компартий Латинской Америки ... В статье исследована история учебных заведений Коминтерна,
задачей которых была подготовка кадров для левого движения
Латинской Америки. ... Ключевые слова: Международная ленинская школа, Коминтерн,
кадровая политика, левое движение. ... Перед Коминтерном как единой всемирной партией остро
стояла задача воспитания руководящих кадров национальных секций в
духе большевизма - в "интересах быстрого становления
коммунистических партий как партий нового типа, их
идейно-политического и организационного укрепления". Как отмечали
видные исследователи международного левого движения Г. З. Соркин и
К. К. Шириня, в воспитательной работе III Интернационала принимали
активное участие все его уставные институты: конгрессы, пленумы,
региональные конференции, центральные органы Исполнительного
комитета Коминтерна (ИККИ), региональные секретариаты и т.д., что
позволяло вовлекать широкий круг партийных кадров в обсуждение
важнейших политических вопросов. Серьезную роль в системе
воспитания интернациональных партийных кадров играла сеть
международных учебных заведений, работавшая под руководством ИККИ и
включавшая Международную ленинскую школу (МЛШ), Коммунистический
университет трудящихся Востока (КУТВ), Коммунистический университет
национальных меньшинств Запада (КУНМЗ) и др.1. ... Большевистская партия начала готовить специалистов еще в годы
гражданской войны, и в первую очередь эту задачу следовало решать
на окраинах Советской России. Для этого была создана сеть
коммунистических вузов. Ведущим учебным заведением на первом этапе
работы стал основанный в апреле 1921 г. КУТВ, призванный готовить
кадры партийных и со- ... Виктор Лазаревич Хейфец - доктор
исторических наук, профессор кафедры истории и теории международных
отношений СПбГУ, профессор ГУАП (ilaranspb@hotmail.com);
Лазарь Соломонович Хейфец - доктор исторических наук, профессор
кафедры американских исследований СПбГУ, представитель ИЛА РАН в
Санкт-Петербурге (ilaranspb@hotmail.com). ... ветских работников для "договорных и автономных республик,
трудовых коммун и национальных меньшинств"2. Первый
ректор КУТВ, заместитель наркома национальностей Г. Бройдо считал
необходимым выработать для трудящихся других стран такой тип
советской власти, который соответствовал бы особенностям быта и
историческим условиям конкретного народа и подготовить
"сознательных коммунистов, теоретиков марксизма, революционных
вождей"3. ... После создания в университете в конце 1922 г. иногруппы, задачи
КУТВ значительно расширились: он стал готовить работников для
компартий стран, относившихся по классификации III Интернационала к
колониям и полуколониям. Тем не менее дефицит воспитанных в духе
марксизма руководящих кадров существовал не только там. Даже в
массовых и влиятельных партиях ощущалась нехватка функционеров
разного уровня, владевших теорией марксизма и теоретическими
познаниями в целом и разбиравшихся в вопросах партийного
строительства. И все же, прежде всего, эта проблема остро стояла
перед молодыми компартиями востока и Латинской Америки, не имевшими
традиций организованного рабочего движения. Генсек Коммунистической
партии Мексики (Partido Comunista de Mexico, PCM) Рафаэль Каррильо,
к примеру, прочел Манифест коммунистической партии в Москве, хотя к
тому времени уже пару лет возглавлял Федерацию коммунистической
молодежи (Federacion de Jovenes Comunistas de Mexico, FJCM) и
входил в ЦК партии4. При этом в РСМ он пользовался
репутацией довольно подкованного политика. ... Учитывая эту ситуацию, на IV конгрессе Коминтерна принято
решение "с целью углубления марксистского воспитания и
практического коммунистического образования" для членов различных
секций Коммунистического интернационала организовать международные
подготовительные курсы, которые стали бы вершиной пирамиды системы
партийных школ национальных секций5. Эта идея не
реализовалась сразу и была конкретизирована на V конгрессе. На нем
было принято решение - с целью удовлетворить потребность, в первую
очередь крупных партий в квалифицированных кадрах, - командировать
от Коминтерна ряд партработников немецкой, английской,
американской, чехословацкой, итальянской, французской и других
секций в Москву, где они должны были изучить марксистско-ленинские
теорию и практику. Решение дало импульс созданию МЛШ, которая стала
самой престижной из трех основных кадровых школ Коминтерна.
Последний набор студентов, представлявших легальные компартии,
включая латиноамериканские, прошел в 1936 г.7. ... 9 октября 1924 г. оргбюро ИККИ приняло решение организовать
двухгодичные высшие международные курсы на 40 человек. В 1925 г.
число слушателей увеличилось до 70, из них от Германии - 9, Франции
и Англии - по 8, Чехословакии и США - по 7, Италии - 6,
скандинавских стран - 9, Польши, Японии, Китая, Индии, Египта,
Голландской Индии - по 2, Австрии, Бельгии, Испании, Голландии,
Югославии, Болгарии, Турции, Ирана, Сирии, Северной Африки - по 1
слушателю.