А. Дашков ...
Деидеологизация внешней и внутренней политики, демократизация общественной жизни, рыночные реформы подвели Монголию к необходимости создания новой системы национальной безопасности, которая учитывала бы сложные проблемы, возникшие в 90-х годах. ...
Положение о национальной безопасности Монголии сформулировано в конституции, принятой в январе 1992 года, а затем на его основе была разработана концепция национальной безопасности, утвержденная Великим государственным хуралом (парламентом) весной 1994 года. В этих документах вопросы безопасности и оборонной политики Монголии рассматриваются применительно к новой геополитической обстановке, с учетом проблем внутренней и внешней экономической безопасности страны. Их дополняют концепция внешней политики, раскрывающая механизм защиты Монголии от внешних угроз дипломатическими методами, и фундаментальные основы военной доктрины (оба документа приняты парламентом в 1994 году). ...
Национальная безопасность Монголии определена в выше упомянутой концепции как состояние, при котором внешние и внутренние условия обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны, а "идеологическую основу политики национальной безопасности составляет национальный патриотизм". К числу коренных национальных интересов в документе отнесены: существование монгольского народа и его цивилизации, независимость, суверенитет и территориальная целостность страны, неприкосновенность ее государственных границ, национальное единство, относительная экономическая самостоятельность и сбалансированное состояние экологии. ...
В рассматриваемом документе указаны также угрозы национальной безопасности Монголии: проведение политики, направленной на изменение государственного строя насильственным путем; потерю МНР независимости и суверенитета; воспрепятствование свободному общению с другими государствами в соответствии с нормами международного права; попытки той или иной страны навязать ...
стр. 6 ...
Монголии свои интересы и решать спорные вопросы с применением силы; подчинение Монголии в политическом, военном, экономическом и идейном отношении. ...
Обеспечивать национальную безопасность Монголии от внешнеполитических угроз призвана также новая внешняя политика страны. Для решения этой задачи планируется использовать политические и дипломатические средства в таких областях, как политика, экономика, наука и технологии, культура и гуманитарные связи. Так, в документе указывается, что Монголия не будет вмешиваться в споры между государствами, пока они не затронут ее национальные интересы, она воздержится от присоединения к какому-либо военному блоку или группировке и не допустит использования своей территории либо воздушного пространства против другой страны, размещения на своей территории иностранных войск или вооружений, включая ядерные либо другие средс)тва массового поражения. Данный документ предусматривает "установление дружественных отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой", что является приоритетным направлением внешней политики Монголии. Однако она не намерена приспосабливаться к политике, проводимой этими двумя странами, а будет устанавливать с ними взаимовыгодное сотрудничество, "в ходе которого будут учитываться как традиционные отношения, так и специфические по своему характеру экономические связи". ...
Другими важными направлениями внешней политики Монголии признаются: развитие дружественных отношений с высокоразвитыми странами Запада и Востока (США, Япония, Германия), а также с Индией, Республикой Корея, Таиландом, Сингапуром, Турцией, Данией, Нидерландами, Финляндией, Австрией, Швецией и Швейцарией, стремление привлечь их внимание к проблемам развития Монголии; укрепление позиций страны в Азиатско- Тихоокеанском регионе (АТР), ее активное участие в политической и экономической интеграции, диалогах и переговорах по вопросам региональной безопасности и создания механизма коллективной безопасности; поддержка сотрудничества с ООН и международными финансово-экономическими организациями - Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития; развитие дружественных отношений с новыми независимыми государствами, в первую очередь с Польшей, Венгрией и Чехией в Восточной Европе, равно как и с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Киргизией и Узбекистаном; налаживание дружественных отношений с развивающимися странами и как можно более широкое сотрудничество с ними по общим вопросам, особенно в рамках международных организаций и движений, таких, как ООН и Движение неприсоединения. ...
Важную роль в обеспечении национальной безопасности играет создание новой правовой базы международных отношений Монголии. Так, 20 января 1993 года был заключен договор о дружественных отношениях и сотрудничестве с Российской Федерацией, полностью утративший союзнический характер, присущий всем предшествовавшим ему договорам и соглашениям. Новым моментом в этом договорном акте явилось принятие обеими сторонами обязательств всемерно содействовать укреплению стабильности, атмосферы доверия и духа взаимопонимания между странами АТР и сотрудничать на двух- и многосторонней основе в интересах развития связей в экономической, культурной, гуманитарной и других областях между государствами региона.