Понятие высших научных заведений как вершины, к которой сходится все, что происходит непосредственно в пользу моральной культуры нации, основывается на том, что эти заведения предназначены заниматься наукой в наиболее глубоком и широком смысле этого слова и передавать ее как материал, целесообразно подготовленный не намеренным, а непроизвольным способом, духовному и нравственному образованию для его использования. Их сущность поэтому состоит в том, чтобы объединить под своим руководством во внутреннем плане объективную науку с субъективным образованием, во внешнем плане законченное обучение в школе с начинающимся обучением в высшем научном заведении, или, вернее, осуществить переход от одного к другому. А главная точка зрения остается наука, так как, если она стоит чистой, она будет правильно усвоена, как сама по себе и в целом, даже если имеются отдельные отклонения. Поскольку эти заведения могут достигнуть своей цели, однако только в том случае, если каждое из них, насколько возможно, поддерживает чистую идею науки, одиночество и свобода являются принципами, господствующими в их кругу. Но и умственная деятельность в человечестве развивается только как совместная деятельность, а именно не только для того, чтобы один заменял то, что отсутствует у другого, а для того, чтобы удающаяся деятельность одного одухотворила другого и всем стала видна всеобщая, первоначальная сила, сияющая в отдельных лицах только изредка или отраженным светом. Поэтому внутренняя организация этих заведений должна породить и поддержать непрерывную совместную деятельность, возобновляющуюся все снова и снова, но являющуюся непринужденной и ненамеренной.